ФКП Росреестра

С 1 января 2017 года отношения, возникающие в связи с осуществлением государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимость, являются предметом регулирования Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон № 218-ФЗ).

При этом ни Законом № 218-ФЗ, ни иными нормативными правовыми актами не установлена обязанность правообладателей земельных участков обеспечить до определенной даты уточнение местоположения границ земельных участков (провести так называемое "межевание") и внесение таких сведений в Единый государственный реестр недвижимости. В связи с этим данные процедуры осуществляются по усмотрению правообладателей таких земельных участков, и сроками не ограничиваются.

Необходимо отметить, что в силу части 6 статьи 72 Закона № 218-ФЗ государственная регистрация права на земельный участок, совершенная по правилам ранее действовавшего законодательства, в том числе при отсутствии в отношении такого земельного участка сведений о координатах характерных точек границ такого земельного участка, признается юридически действительной.

В настоящее время Законом № 218-ФЗ не предусмотрены основания для приостановления государственной регистрации прав на земельные участки в связи с отсутствием в Едином государственном реестре недвижимости сведений о координатах характерных точек их границ (в связи с отсутствием "межевания"). Действующее законодательство также не содержит ограничения на совершение сделок с земельными участками, сведения о которых содержатся в ЕГРН, но границы которых не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, а также какие-либо сроки, в течение которых такие границы должны быть установлены.

Вместе с тем, Кадастровая палата рекомендует правообладателям земельных участков, не имеющих точных границ, рассмотреть возможность проведения межевания. Внесение в ЕГРН сведений о границах избавит правообладателей от проблем из-за возможных споров.

Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области напоминает о возможности получить услуги Росреестра в электронном виде. В настоящее время на сайте Росреестра (www.rosreestr.ru) доступны сервисы для получения всех наиболее востребованные услуг Росреестра – регистрация прав, кадастровый учет, единая учетно-регистрационная процедура, а также получение сведений из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). С целью повышения качества госуслуг и противодействия коррупционным проявлениям Росреестр развивает «бесконтактные технологии», исключающие взаимодействие чиновника и заявителя при оказании услуг. Под «бесконтактными технологиями» понимается, в том числе оказание услуг в электронном виде.

Заявление и документы на получение услуг по регистрации прав, кадастровому учету и получение единой учетно-регистрационной процедуры можно также подать в личном кабинете Росреестра, который размещен на главной странице сайта Росреестра. Для авторизации в личном кабинете используется подтвержденная учетная запись пользователя на едином портале государственных услуг Российской Федерации.

В личном кабинете Росреестра правообладатель может получить информацию о своих объектах недвижимости (о кадастровом номере, адресе, площади, кадастровой стоимости, зарегистрированных правах, ограничениях и обременениях прав), заявить о внесении в ЕГРН записи о невозможности проведения любых действий с его недвижимостью без его личного участия. В личном кабинете также доступен сервис «Формирование схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (СРЗУ)». Кроме того, заявитель может предварительно записаться в осуществляющие прием офисы Кадастровой палаты для получения услуг ведомства, выбрав удобные для него дату и время.

В электронном виде можно получить сведения из ЕГРН с помощь сервиса «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online». Также на сайте можно получить информацию о ходе оказания услуги («Проверка исполнения запроса (заявления)»), проверить корректность электронной подписи и распечатать полученную в электронном виде выписку («Проверка электронного документа»).

Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, в том числе сведений об ограничениях (обременениях) прав на недвижимое имущество, о сделках с объектами недвижимости, сведений о характеристиках объектов недвижимости (площади, назначения, кадастрового номера, кадастровой стоимости и т.д.), а также иных установленных законодательством сведений.

Сведения, содержащиеся в ЕГРН, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом, являются общедоступными и предоставляются органом регистрации прав по запросам любых лиц.

Доступ к некоторым сведениям, содержащимся в ЕГРН, ограничен. К таким сведениям относятся сведения указанные в ч. 13 ст. 62 Закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации» (далее ФЗ-№218):

- о дате получения органом регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;

- о содержании правоустанавливающих документов;

- обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимости;

- сведения в виде копии документа, на основании которого сведения внесены в ЕГРН;

- сведения о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным.

Такие сведения предоставляются определенным категориям лиц, например самим правообладателям или их законным представителям; физическим и юридическим лицам, имеющим доверенность от правообладателя или его законного представителя; залогодержателю в отношении объектов недвижимого имущества, которые находятся у него в залоге или права, на которые предоставлены ему в залог; судам, правоохранительным органам, судебным приставам-исполнителям, органам, осуществляющим в установленном федеральным законом порядке оперативно-розыскную деятельность, а также другим лицам, перечисленным в вышеуказанной статье.

Выписка из ЕГРН может потребоваться при купле-продаже, аренде, наследовании имущества - чтобы проверить, кто является собственником, или уточнить технические характеристики объекта недвижимости;  обращении в суд - чтобы подтвердить факт регистрации права собственности ответчика на имущество, в том числе при подаче ходатайства об обеспечительных мерах; приватизации квартиры - чтобы подтвердить, что право на приватизацию не использовано ранее; постановке на очередь в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий - чтобы подтвердить отсутствие прав на недвижимое имущество.

Сведения, содержащиеся в ЕГРН, предоставляются в виде копии документа, на основании которого сведения внесены в ЕГРН, выписки из ЕГРН или в ином виде, определяемом Минэкономразвития России. Выписка из ЕГРН может быть предоставлена в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе.

Для получения выписки из ЕГРН рекомендуем придерживаться следующих действий:

1. Подготовить и подать запрос о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН.

Подать запрос можно одним из следующих способов:

- в виде бумажного документа, представляемого заявителем при личном обращении в любое отделение ФГБУ "ФКП Росреестра" или многофункциональный центр (далее – МФЦ) независимо от места нахождения объекта недвижимости;

- в виде бумажного документа, отправленного по почте в один из органов регистрации прав согласно перечню, размещенному на официальном сайте Росреестра;

- в электронной форме, заполнив форму запроса, размещенную на официальном сайте и Едином портале государственных и муниципальных услуг, либо отправив электронный документ с использованием веб-сервисов.

В случае представления запроса при личном обращении должен быть предъявлен документ, удостоверяющий личность заявителя (его представителя). При представлении запроса представителем к такому запросу прилагается надлежащим образом оформленная доверенность. Если запрос представляется в электронном виде, доверенность должна быть представлена в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица, выдавшего (подписавшего) доверенность, или усиленной квалифицированной электронной подписью удостоверившего доверенность нотариуса.

Для получения сведений ограниченного доступа к запросу необходимо приложить документы, подтверждающие право заявителя на получение таких сведений. Если запрос о предоставлении сведений ограниченного доступа представляется по почте, то подлинность подписи заявителя на таком запросе должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Если запрос о предоставлении сведений ограниченного доступа представляется в электронной форме, он должен быть заверен усиленной квалифицированной электронной подписью.

2. Оплатить получение сведений из ЕГРН.

В соответствии с ч. 2 ст. 63 ФЗ-№218, за предоставление сведений из ЕГРН взимается плата.

Размер платы зависит от вида запрашиваемой информации, формы предоставления сведений (на бумажном носителе или в виде электронного документа), статуса заявителя (физическое или юридическое лицо). Например, за получение выписки из ЕГРН об объекте недвижимости на бумажном носителе для физического лица установлена плата в размере 750 руб., для юридического лица - 2 200 руб., а в случае получения выписки в виде электронного документа - 300 руб. для физического лица и 600 руб. для юридического лица (Приложение N 1 к Приказу Минэкономразвития России от 10.05.2016 N 291).

3. Получить сведения из ЕГРН.

Сведения, содержащиеся в ЕГРН, предоставляются в срок не более трех рабочих дней со дня получения запроса о предоставлении сведений, если иной срок не установлен законом, при этом течение срока предоставления сведений из ЕГРН начинается со следующего рабочего дня после даты получения Кадастровой палатой  запроса либо получения сведений об оплате, если оплата вносится после представления запроса.

В зависимости от выбранного в запросе способа получения ответа заявитель получает выписку.

- лично в Кадастровой палате или МФЦ;

- по почте;

- в электронном виде по электронной почте, с использованием веб-сервисов, путем получения доступа к Федеральной государственной информационной системе.

Отсутствие в законодательстве определения понятия объекта вспомогательного использования и четких критериев отнесения строений и сооружений к данной категории обуславливает возникновение многочисленных вопросов на практике. Главным из них является вопрос о том, какие именно объекты недвижимости могут быть квалифицированы соответствующим образом.

Попробуем найти ответ на данный вопрос, а также рассмотрим процедуру постановки на государственный кадастровый учет и регистрации прав в отношении объектов вспомогательного назначения.

Действующим законодательством предусмотрены случаи, в которых не требуется выдача разрешения на строительство. Они установлены частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, а также статьей 13 Закона Брянской области от 15.03.2007 г. № 28-З «О градостроительной деятельности в Брянской области». К таким случаям относится и строительство на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.

Так что же является вспомогательным объектом?

К примеру, бассейн рядом с загородным домом или дачей будет являться сооружением вспомогательного назначения, однако бассейн, строящийся для спортивных и развлекательных целей как самостоятельное сооружение, к строениям вспомогательного назначения относиться не может. Или, например, контрольно-пропускной пункт, расположенный при въезде на территорию складского комплекса или промышленного предприятия, очевидно, будет выполнять для них вспомогательную функцию. В то же время контрольно-пропускной пункт при въезде на автостоянку, представляющую собой огороженную бетонную площадку, на которой больше нет никаких строений или сооружений, по всей видимости, будет являться основным, а не вспомогательным объектом.

Несмотря на то, что действующее законодательство не содержит конкретного понятия строения или сооружения вспомогательного использования, исходя из его анализа, можно выделить некоторые ориентиры (основные критерии) для определения вспомогательных объектов (строений и сооружений).

Как отмечено в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.12.2012г. № ВАС-15260/12, критерием для отнесения строений и сооружений к вспомогательным является наличие на земельном участке основного здания, строения или сооружения, по отношению к которому новое строение или сооружение выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию. Исходя из позиции Верховного Суда Российской Федерации (определение от 11.03.2015 г. № 308-ЭС15-1282) вспомогательные объекты предназначены только для обслуживания основного объекта.

Таким образом, одним из критериев для отнесения строения к вспомогательным является наличие на земельном участке основного объекта, по отношению к которому новое строение выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию.

В свою очередь исходя из смысла статьи 4 Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» под объектами вспомогательного использования понимаются строения и сооружения пониженного уровня ответственности. Они связанны с осуществлением строительства/реконструкции здания/сооружения либо расположены на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства. Итак, второй критерий – это объекты пониженного уровня ответственности.

Кроме того, для обоснования факта отнесения того или иного объекта к числу вспомогательных важно использование информации, содержащейся в проектной документации объектов капитального строительства, либо иных документах.

Вступивший в силу с 01.01.2017г. Федеральный закон от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) регламентирует, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объекты недвижимого имущества, для строительства которых не требуется разрешение на строительство осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости.

При этом Законом о регистрации также установлены требования к форме и содержанию технического плана. Так документом-основанием для подготовки технического плана на вспомогательные объекты должна являться проектная документация, а в тех случаях, когда ее изготовление в силу закона не требуется – иной документ, подтверждающий вспомогательный характер объекта (например, заключение специализированной организации, согласно которому здание относится к сооружению вспомогательного использования).

В отношении объектов вспомогательного использования, расположенных на земельных участках для индивидуального жилищного строительства (баня, сарай, гараж, теплица и т.п.) в связи с отсутствием необходимости изготовления на них проектной документации в технический план включается декларация правообладателя объекта недвижимости, а в отношении созданного объекта – правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект, предусмотренная частью 11 статьи 24 Закона о регистрации. Форма декларации утверждена Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 г. № 953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений». При этом, в разделе "Заключение кадастрового инженера" технического плана должно быть приведено обоснование подготовки технического плана на основании декларации, в частности, указано, что объект является вспомогательным по отношению к основному зданию, сооружению, объекту незавершенного строительства (с указанием сведений об основном строении), а также что в отношении данного объекта законодательством РФ не предусмотрены подготовка и выдача разрешений и проектной документации.

При всем при этом следует отметить, что вопрос о вспомогательных объектах на сегодняшний день остается открытым и требует дополнительной проработки на законодательном уровне.

Публичная кадастровая карта Росреестра – это всероссийский справочно-информационный ресурс для предоставления пользователям сведений государственного кадастра недвижимости на территории Российской Федерации, размещенный на официальном портале Росреестра (https://rosreestr.ru).

Публичеая кадастровая карта Росреестра является электронной базой данных, дублирующей основные сведения Единого государственного реестра недвижимости:

- кадастровый номер объекта недвижимости;

- месторасположение и адрес объекта;

- категория земель;

- площадь;

- форма собственности;

- кадастровая стоимость;

- разрешенное использование;

- сведения о кадастровом инженере;

- дата постановки на учет;

- дата изменений сведений в ГКН.

Вся указанная информация представлена на Публичной кадастровой карте в графическом и текстовом виде.

Ведение и актуализация данного электронного ресурса входит в компетенцию службы Росреестра, а использование публичной карты осуществляется на следующих принципах:

- открытость и доступность – данные Публичной карты находятся в свободном доступе для всех заинтересованных лиц, никаких специальных средств идентификации не требуется;

- достоверность и актуальность – сведения электронной базы данных полностью соответствуют ЕГРН, любое изменение данных по объектам недвижимости сопровождается соответствующими изменениями в Публичной карте.

Публичную кадастровую карту Росреестра чаще всего используют в случаях, если необходимо быстро уточнить сведения о каком-то конкретном объекте недвижимости. На кадастровой карте можно подробно узнать об административном делении РФ, уточнить, не находится ли данный объект недвижимости в особых условиях использования (водоохранная зона, земли лесного фонда и т.д.). Можно увидеть границы объекта недвижимости и, соответственно, соседние объекты, внесённые в реестр.

Если объект недвижимости не отображается на публичной кадастровой карте, то это может происходить по нескольким причинам:

1) Объект недвижимости не был поставлен на государственный кадастровый учет в установленном законом порядке;

2) У объекта недвижимости отсутствуют четко установленные границы (т.е. правообладателем не проведено межевание).

Для того, чтобы понять проводилось межевание объекта недвижимости или нет, необходимо заказать выписку из ЕГРН «Об основных характеристиках и зарегистрированных правах» или выписку из ЕГРН «Об объекте недвижимости». Сделать это можно в офисе приема и выдачи документов филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области или ближайшем офисе МФЦ, а также на портале Росреестра https://rosreestr.ru.

Если в выписке из ЕГРН отмечено, что границы объекта недвижимости не установлены в соответствии с действующим законодательством, то правообладатель может обратиться к кадастровому инженеру являющимся членом саморегулируемой организации кадастровых инженеров, или в специализированную организацию, имеющую в штате кадастрового инженера.

После проведения межевания, собственнику объекта недвижимости, необходимо обратиться с заявлением о постановке на кадастровый учет или с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта.

Необходимо отметить, что обновление данных на публичной кадастровой карте происходит не сразу – соответственно, сведения о вновь зарегистрированных или уточненных объектах недвижимости могут появиться на ней позже. Подробную информацию об электронном сервисе «Публичная кадастровая карта» можно получить по телефону ВЦТО Росреестра:8-800-100-34-34 (звонок бесплатный).

Основное меню

Сейчас на сайте

Сейчас 54 гостей онлайн
Пожалуйста ждите, идёт загрузка изображений...
Департамент экономического развития Брянский гарантийный фондМалое и среднее предпринимательствоФинансовое управление Брянской областиУправление федеральной налоговой службы

dep32

torgi